Образовательные стандарты и требования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( ФГОС ДО) разработан в соответствии с требованиями, вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014г № 08-249 "Комментарии к ФГОС ДО"
Письмо Минобрнауки от 11.03.2016г № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
ФГОС ДО призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
В основе заложены требования к условиям , в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым.
В отличии от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведения аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров:
-инициативность и самостоятельность ребенка,
-уверенность в своих силах,
-положительное отношение к себе и другим,
-активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
-способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,
-способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Что является основными целями ФГОС ДО?
-обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
-обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
-сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО?
-поддержки разнообразия детства;
-сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
2.2. К развивающей предметно-пространственной среде;
предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. К кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. К материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. К финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Информационный ресурс по введению ФГОС дошкольного образования:
- сайт Федерального Института Развития Образования РФ
- раздел ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-навигатор образовательных программ дошкольного образования
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Министерства образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Фелерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - ссылка на сайт
Приказ Минсоцтруда РФ от 18.10.2023г № 544н "Об утверждении профессионального стандарта педагога"